«Горшок», «пудель» и другие моднейшие русские причёски прошлого | НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ
  1. Скрыть объявление

«Горшок», «пудель» и другие моднейшие русские причёски прошлого

Тема в разделе "ФАКТРУМ", создана пользователем Tekilla, 20 ноя 2018.

Поделиться этой страницей

  1. Tekilla

    By:Tekilla20 ноя 2018
    Administrator
    Команда форума

    Регистрация:
    21 авг 2017
    Сообщения:
    656.031
    Симпатии:
    20
    В XVIII веке в Россию из Франции приходит новая профессия — парикмахер. И тут же на головах придворной знати начинают вырастать и гнездиться «фонтажи», «корабли» и «пудели».

    Во времена Анны Иоанновны в моду у мужчин входит припудренная «прусская коса», а в 1731 году эта прическа официальным указом становится обязательной для служащих всех чинов.

    Фактрум удивляется разнообразию как женских, так и мужских русских причёсок разных веков, и рассказывает о самых необычных конструкциях из волос.

    Древняя Русь: «под горшок» и «под скобу»
    Самый любопытный вариант причёски этого времени встречается на отдельных старинных миниатюрах — такая, как у князя Святослава Игоревича в «Изборнике Святослава»: длинная прядь волос, которая свисает только с одной стороны лица. Вообще же форма причёсок в Древней Руси довольно однообразна, и носить одинаковые стрижки могли и князья, и простые мужики. Самая популярная стрижка: «горшок» — на голову стригущегося надевали самый настоящий глиняный горшок, и выступающие волосы обрезали по кругу. Разновидность «горшка» — причёска «по скобу»: до середины ушей и чёлка до середины лба. Сословную же разницу определял головной убор — из простого сукна у бедных, из кожи и дорогих тканей, расшитых золотом и камнями — у знати.

    С женскими причёсками всё было еще проще и понятнее: незамужние девушки заплетали волосы в косы, а замужним традиции предписывали закрывать голову платком, кокошником и убрусом (отрез ткани, который повязывался поверх шапочки).

    XV–XVII века: бороды-«лопаты» и короткие чёлки
    В это время в моду у мужчин входят самые разные «фасоны» бороды: круглые, остроконечные, разделённые надвое или борода «лопатой». Наголо брили лица только юнцы. Известен исторический анекдот о том, что Василий III после венчания с Еленой Глинской полностью сбрил бороду и подал этим пример своим «ближним людям» — боярам. Однако испугавшись слухов о том, что власть, мол, чудит, царь снова отрастил привычную русскому люду бороду. А в Смутное время царь Алексей Михайлович даже выпустил указ о запрете на короткие стрижки и бритьё бороды: чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил».

    Девушки русского средневековья продолжают плести косы, а женщины — прятать волосы под платками.

    XVIII век: «пудель» и «прусская коса»
    Моднейшие причёски захватывают головы русской знати именно в этот период. Связана эта поистине модная революция с появлением в России новой профессии — парикмахеров (до этого людей стригли исключительно цирюльники). «Тупейные художники» (от французского toup — прядь) прибыли к нам из Франции и не только причёсывали и стригли высший свет, но и занимались изготовлением париков и гримом.

    Большой популярностью и у женщин, и у мужчин начинают пользоваться высокие и замысловатые парики — «пудель» и «грива». Искусственные волосы были дорогим удовольствием. К примеру, во времена императрицы Елизаветы Петровны парик можно было в среднем купить за 5 рублей, в то время как пуд муки продавался за 64 копейки. Во время правления российской императрицы Анны Иоанновны у мужчин вошла в моду «прусская коса» — она же «крысиный хвост»: обязательно припудренный парик с косичкой и буклями. Эта прическа стала обязательной для русской армии почти на 70 лет, её отменил уже только Александр I.

    У великосветских дам XVIII века в моде были сложные конструкции из собственных волос с искусственными локонами и шиньонами. Например, высокая причёска с плотным, накрахмаленным кружевом и нитями жемчуга — «фонтаж». Самые продвинутые модницы носили на головах «корабли» и «фрегаты». Согласно историческим свидетельствам, первой на своей голове воздвигла целый корабль французская королева Мария-Антуанетта, которой сразу же стали подражать европейские, а затем и российские придворные дамы.

    XIX век: «а-ля Тит» и «а-ля Нинон»
    Моду на причёски продолжают диктовать французские стилисты. В начале XIX века почетом стала пользоваться античность. Даже в парикмахерских и шляпных магазинах стояли бюсты античных богов и героев. Парики и напудренные волосы ушли в небытие. У мужчин вошла в моду аккуратная стрижка — «а-ля Тит», по образу римского императора из династии Флавиев. Нередко причёски мужчин дополнялись короткими и узкими бакенбардами — так называемыми «фаворитами».

    Женщины этого времени полюбили кудри, и завивали волосы на самый разнообразный манер. Одной из самых модных стала причёска «а-ля Нинон» — чёлка, локоны и плоский шиньон на затылке.

    Середина XIX века обозначена мужской модой на стрижку каре, особенно у людей искусства — писателей, художников, музыкантов. «Ввёл» моду на такую форму волос популярный пианист Ференц Лист. У женщин в моду входят разнообразные украшения для волос — цветы, гребни, перья. Популярный вариант укладки — валики, полушария.

    Настоящей сенсацией стало появление первых щипцов для волос в 1886 году. С этого момента женская причёска становится максимально разнообразной.

    Интересная и довольно забавная мужская стрижка появляется на стыке XIX–XX веков — «а-ля Капуль», в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Её можно легко узнать по аккуратному прямому пробору, короткой чёлке и укладке полукругом с обеих сторон лица.

    Читайте также: Откуда появилась традиция заплетать косу и какие обряды были с этим связаны

    Читать дальше...